Какие задачи решает оценка персонала?
Оценка профессиональных компетенций персонала обычно важна, когда мы задумываемся про настоящее и будущее бизнеса: подбор сотрудников, принятие кадровых решений, работа с новыми вызовами, запланированными или вынужденными. Понимание того, какие люди сейчас работают в команде, вынуждает руководителей размышлять в категориях «А он/она справится?», «У кого получится выступить в новой роли?», «На кого я могу положиться, чтобы мы сделали то, что от нас ждут?».Специалисты по оценке персонала безусловно сходятся во мнении о том, что компетенции, профессиональные и поведенческие – это область постоянного внимания на протяжении всего цикла работы с сотрудником – с момента отбора на вакансию до окончания работы в компании. Чем детальнее и точнее мы будем понимать своих сотрудников, тем больше результатов мы от них получим.
Например, стоит точно понимать, с какими задачами новый сотрудник справится без труда, а какие придется осваивать, и при этом у него это получится, т. к. его мотивации и способностей для этого хватит.
На практике чаще всего уделяется внимание оценке уровня профессиональных компетенций - знаний и умений - на первоначальном этапе знакомства с кандидатами на позицию: работодатели предлагают бизнес-кейсы, тесты профессиональных знаний или тщательно изучают опыт работы и образование. Некоторые также уделяют внимание оценке поведенческих/управленческих компетенций и проводят интервью по методу STAR или Ассесмент центр, а также собирают рекомендации с прошлых мест работы для проверки того, как кандидат проявлял себя в общении, решении сложных задач, управлении отделом и т. п.
При этом любые изменения, затрагивающие процесс или результат работы сотрудника, ставят руководителей и HR-менеджеров перед вопросом «Как мы это будем делать?», то есть «За счет каких знаний, умений, качеств мы будем это реализовывать?» Инструменты оценки помогают сориентироваться, в чем специалист силен, где он с легкостью сможет реализовать свой потенциал, а где ему стоит помочь.
Какие задачи часто решаются с помощью инструментов оценки профессиональных компетенций:
- Выбор подходящих кандидатов на позицию в компании;
- Выявление сильных и слабых компетенций для разработки планов развития или учебных курсов;
- Оценка эффективности стиля работы персонала;
- Формирование кадрового резерва;
- Ротация персонала внутри отдела, департамента, компании;
- Формирование или переформирование рабочих команд;
- Исследование причин конфликтов в коллективе.
В большинстве случаев использование даже одного метода или сочетания двух может привнести ясность в проблему, подтвердить или опровергнуть изначальные гипотезы, помочь посмотреть на ситуацию по-новому, показать дополнительные пути ее развития.