Как люди выбирают работу в Казахстане и России?
к списку исследований

The Talentist: Как люди выбирают работу в Казахстане и России

The Talentist: Как люди выбирают работу в Казахстане и России

В 2023 году стаффинговая группа ANCOR запустила исследование The Talentist в нескольких странах своего присутствия, в том числе, в России и Казахстане. В Казахстане информационным партнером исследования выступил форум Human Capital Days, в России партнером по проведению опроса стала президентская платформа «Россия - страна возможностей».

Критерии выбора работодателя у казахстанцев и россиян оказались очень близки друг к другу. Например, для жителей Казахстана топ-3 фактора при выборе работодателя: хорошая заработная плата -85%, финансовая стабильность – 78%, гарантии долгосрочной занятости – 67%. Для жителей РФ результаты оказались примерно такими же: хорошая зарплата -81%, финансовая стабильность организации – 75% и гарантии долгосрочной занятости – 65%.

Далее мы видим существенное различие в том, какие отрасли являются наиболее интересными для работы в разных странах – это определялось на основе того, к каким сферам принадлежали компании, выше всего оцененные респондентами. В Казахстане самыми востребованными секторами экономики стали автобизнес и транспорт, а в РФ – ТЭК и ТНП. При этом в обеих странах рейтинг самых привлекательных работодателей возглавили игроки из ТЭК. В Казахстане I место заняла компания Тенгизшевройл, в России– «Газпром». Все победители получили награды The Talentist.

«В новой реальности, когда работодатели ежедневно сталкиваются с дефицитом кадров, бренд работодателя стал особенно важным и эффективным инструментом, позволяющим привлечь и удержать лучших специалистов на рынке. Во всем мире компании инвестируют большие суммы в создание и развитие собственного уникального HR-бренда. При грамотном подходе эти вложения полностью окупаются, но для формирования адекватной стратегии нужно хорошее знание ситуации на рынке труда и актуальных трендов, понимание потребностей людей. С помощью исследования The Talentist мы смогли четко зафиксировать, как изменилась модель поведения людей в отношении занятости, получили много полезных для компаний сведений о предпочтениях трудоспособного населения в Казахстане и России», - Наталья Щербакова, директор по продажам и маркетингу, ANCOR.

Итоги двух больших исследований

На рынке обеих стран за последние два года произошли большие изменения, но если прогнозируемой экспертами трансформации казахстанского рынка не произошло, то российскую экономику ждали радикальные преобразования. В обоих случаях бизнес оказался в 2023 в новой реальности, и ее изучение стало обязательным условием для формирования эффективной HR-политики и успешного развития организаций.

Для начала важно понять, что в Казахстане и в Российской Федерации работа в коммерческих корпорациях потеряла свою привлекательность. В Казахстане такой вариант развития карьеры предпочли всего 21% опрошенных, из них: хотели бы работать в международных коммерческих компаниях 14%, в коммерческих компаниях с госучастием 4%, готовы идти в казахстанскую коммерческую организацию всего 3%. В РФ вакансии в коммерческих корпорациях привлекают 23% респондентов: из них работа в коммерческой организации с российским капиталом актуальна для 9%, корпорация с частичным государственным капиталом привлекает 9%, коммерческая структура с иностранным капиталом актуальна для 5%.

При этом хотели бы иметь свое дело в Казахстане – 37%, а в России – 29% участников исследования. Что касается других вариантов ответа, то в Казахстане активно рассматривают самозанятость и работу фрилансером - 15%, ориентированы на госслужбу – 6%, считают лучшим вариантом семейный бизнес – 5%. В России работать в организации с полным государственным капиталом готовы 9%, в органах государственной власти себя видят 7%, размышляют о семейном бизнесе – 5%.

На обоих рынках ощущается большой дефицит кадров практически в любой отрасли. В Казахстане некоторые эксперты предполагали, что поток мигрантов из России решит эту проблему, однако этого не произошло – большинство приехавших в Казахстан через некоторое время отправилось в другие страны. Однако компании с сильным брендом работодателя смогли привлечь нужных им специалистов либо на постоянной основе, либо временно для передачи необходимого опыта и навыков локальным сотрудникам. В РФ восстанавливается экономика, активно развивается производство, в том числе военно-промышленный комплекс – потребность в работниках сильно возросла.

Гигантская корпорация или маленькая компания?

Исследование показало, что на обоих рынках больше всего людей привлекает идея работы в небольших организациях до 100 человек. В Казахстане так ответили 32%, в России – 33%. Остальные варианты ответов также получили по обеим странам очень похожие цифры. Предпочли коллектив от 101 до 1000 человек – 16% в Казахстане, 21% в России; от 1001 до 5000 человек – 7% в Казахстане, 9% в России; более 5 тысяч – 9% в Казахстане, 8% в России. В целом мы видим, что должность в большой корпорации перестала быть работой мечты для значительной части рынка: кто-то предпочитает небольшие компании, а кто-то вообще не хотел бы работать по найму. Все это возвращает нас к вопросу о том, что работодателям нужно учится больше слышать кандидатов и сотрудников – ведь теперь к крупному бизнесу не пойдут работать исключительно в силу его известности.

«Известность организации отчасти помогает привлекать нужных специалистов, но этого недостаточно для удержания, так как работа в коммерческой корпорации перестала быть для кандидатов ценностью самой по себе. Большая часть людей мечтает о собственном деле, хочет влиять на бизнес-процессы в организации, и крупным работодателям нужно научится находить компромиссы. Компаниям следует создавать проектные команды, предоставлять сотрудникам больше возможностей и больше ответственности, развивать предпринимательский дух внутри различных отделов, двигаться в сторону партнерских отношений со своими сотрудниками — все это позволит более эффективно привлекать и удерживать ценные кадры», - Наталья Щербакова, директор по продажам и маркетингу, ANCOR.

Как люди выбирают работу?

Обе страны испытали потрясения за последние два года: январские события и приток мигрантов в Казахстане; уход международных компаний с рынка, санкции, отток мигрантов в России. Эти кризисы укрепили важность базовых ценностей – поэтому распределение критериев выбора работодателя по важности очень похоже.

На первом месте хорошая зарплата –сказали 85% опрошенных в Казахстане и 81% в РФ; далее следует финансовая стабильность -78% для Казахстана, 75% для РФ; гарантия долгосрочной занятости – 67% для Казахстана, 65% для РФ; приятная рабочая атмосфера 63% для Казахстана, 60% для России. И только последний пункт в топ-5 факторов выбора работы различается. В Казахстане это качественные продукты и услуги, которые важны для 60% людей. В России же на этом месте интересная работа - 55%. По другим критериям работодателя также есть различия в показателях, но они незначительны.

Подобное распределение критериев выбора работы вполне логично, но при этом и в Казахстане, и в России значительная часть бизнеса заблуждается в том, что действительно нужно кандидатам и текущим сотрудникам, и по восприятию работников, в коммуникациях делает акцент на иные факторы. Казахстанский бизнес делает упор на финансовую стабильность, использование современных технологий, сильное руководство, хорошую репутацию. А российский бизнес - на использование современных технологий, финансовую стабильность, качественные продукты и услуги, хорошую репутацию, сильное руководство.

Уйти или остаться?

Подавляющее число респондентов в обеих странах за последние 12 месяцев остались на прежнем месте работы – 74% в Казахстане и 82% в России. А вот те, кто работу сменил, сделали это в силу разных причин. В Казахстане топ-5 поводов: слишком низкая зарплата, отсутствие удовлетворения от своей деятельности, нет возможностей карьерного роста, недовольство руководством компании, чрезмерная нагрузка. Мотивы в России выглядят по-другому: недовольство зарплатой, финансовая нестабильность компании, недостаточные гарантии долгосрочной занятости, отсутствие приятной рабочей атмосферы, неинтересная работа.

В 2023 году сохраняется дефицит кадров на рынке труда и компании открыты новым людям, но вот сами работники не спешат менять работодателя и могут публиковать резюме и ходить на собеседования с целью исследования рынка труда, не будучи реально готовыми выходить на новую работу. В Казахстане планируют в ближайшее время сменить работу 19%, в РФ – 17%.

Большое значение имеет поддержка со стороны компании и льготы, которые обеспечивает работодатель (вопрос про льготы был представлен только в казахстанском исследовании). Материальная помощь в трудных ситуациях (82%), дополнительные выходные (81%) и медицинское страхование (80%) вошли в топ-3 пожеланий со стороны респондентов в Казахстане. Далее следовали: компенсация/организация питания (77%), компенсация проезда к месту работы (76%), медицинское страхование членов семьи (74%).

Что касается общей поддержки со стороны компании, то в Казахстане 21% предпочел бы справляться со сложностями самостоятельно, а вот 62% важны шаги навстречу со стороны работодателя. Сотрудникам хотелось бы выбирать удобный режим работы (33%), помощь в аренде и приобретении жилья (32%), иметь медстраховку (26%), в занятии спортом (21%), помощь в переквалификации (17%). В России цифры похожи: 69% ждут помощи от работодателя, 31% готовы справляться сами. Основные пожелания по поддержке те же: режим работы (34%), медстраховка (32%), жилье (21%), занятия спортом (19%) и переквалификация (18%).

Ищем работу и проверяем работодателей

Каналы поиска работы в странах идентичны. В Казахстане на первом месте по популярности порталы вакансий – о них говорили 60% участников опроса. Далее следуют личные связи (46%), социальные сети (36%), интернет-поисковики (33%), ярмарки вакансий – 13%. Из работных порталов и площадок для объявлений на первом месте Head Hunter – 77%, далее следуют Olx – 51% и Enbek -32%. Социальные сети по востребованности при поиске работы расположились в следующем порядке: Instagram -82%, Telegram – 49%, ВКонтакте — 23%.

В России также популярны порталы вакансий и доски объявлений – 57%, личные связи и рекомендации – 45%, поиск в интернете – 41%, социальные сети – 23%, государственные службы занятости – 20%. Что касается топ-3 популярных работных порталов, тут также все стандартно: hh.ru используют 76%, Avito-58%, Rabota.ru-43%. Актуальные социальные сети для поиска вакансий: Vk-86%, Telegram-50%, OK-24%. Топ-3 популярных платформ для фрилансеров и самозанятых: Yandex.Услуги – 67%, Profi.ru-34%, Freelance.ru-33%.

В Казахстане люди в первую очередь руководствуются мнением друзей и семьи – 38%, далее ищут информацию в интернете – 38%, лично посещают офис компании – 37%, изучают сайты отзывов -35% и порталы с вакансиями – 35%. В РФ же чаще всего проверяют репутацию работодателей через сайты отзывов – 47%, общий поиск в интернете – 39%, через порталы с вакансиями – 30%, обращаются к мнению друзей и семьи – 30%, обращаются к бывшим работникам – 25%.

В какой сфере и в какой компании вы хотели бы работать?

Привлекательность отраслей определялась на основе того, как респонденты оценивали представленные в них компании. В Казахстане самыми привлекательными сферами с наиболее известными работодателями стали автобизнес и транспорт. В категорию привлекательных, но с менее известными игроками, вошли отрасли добыча и обработка, ТЭК, строительство, машиностроение, товары народного потребления, АПК. Самыми же узнаваемыми, но менее привлекательными были названы финансовые услуги, информация и связь, розничная торговля. В категорию не привлекательных и не очень известных направлений вошли машиностроение, товары народного потребления и агропромышленный комплекс.

В России ситуация похожа, но лишь отчасти. Самыми привлекательными и узнаваемыми отраслями являются ТЭК и ТНП. В категорию привлекательных направлений, но с менее известными игроками, вошли отрасли машиностроения, добычи и обработки, строительства и недвижимости. Известными, но менее привлекательными оказались информация и связь, транспорт, финансовые услуги, розничная торговля. И в категорию не привлекательных и не очень известных направлений вошли здравоохранение, автобизнес, агропромышленный комплекс и индустрия гостеприимства.

Что касается конкретных компаний, то самыми привлекательными работодателями Казахстана были названы: ТШО, Air Astana и КПО. Также были названы самые привлекательные работодатели по отраслям. А в России в топ-лист самых привлекательных работодателей вошли Газпром и Газпром нефть.

Казахстан. Рейтинг по отраслям:

  • Автобизнес: Астана Моторс, Orbis Auto, Сильвер;

  • Добыча и обработка: KAZ Minerals, Алтыналмас, Казатомпром;

  • ТЭК: ТШО, КПО, КМГ;

  • Строительство: BI Group, Bazis-A, RAMS;

  • Транспорт: Air Astana, SCAT, КТЖ;

  • Товары народного потребления: Мегаполис-Казахстан, Apple City Corps, RG Brands;

  • Информация и связь: Транстелеком, Beeline, Кселл;

  • Финансовые услуги: Kaspi.kz, Freedom, Halyk Bank;

  • Розничная торговля: Меломан, EVRIKA, Технодом.

Россия. Рейтинг по отраслям:

  • Агропромышленный комплекс – «ЭкоНива-АПК Холдинг»;

  • Индустрия гостеприимства – «Новиков Групп»;

  • Добыча и обработка – «Нижнекамскнефтехим», входит в состав группы СИБУР;

  • Информация и связь – «СберТех»;

  • Машиностроение – «Роскосмос»;

  • Здравоохранение — клиника «Эксперт»;

  • Розничная торговля – Inventive Retail Group;

  • Недвижимость и строительство — «Стройтранснефтегаз»;

  • Транспорт – «Аэрофлот»;

  • Финансовые услуги – «Газпромбанк».

Другие исследования
ANCOR Corporate Websites
Загрузка...
Хочу в ANCOR!
Загрузка...
Заявка на услугу
Загрузка...
Оставить отзыв о работе консультанта
Загрузка...
Logo ANCOR
Загрузка...
Logo ANCOR
Загрузка...
Logo ANCOR
Загрузка...