Аутсорсинг - что это?
- #Управление персоналом
- #Аутсорсинг процесса рекрутмента (RPO)
- #Аутсорсинг административных функций
- #IT аутсорсинг
Аутсорсинг (Outsourcing)* — это передача специализированному внешнему подрядчику определенных функций/бизнес-процессов компании с целью экономии непрофильных затрат и повышения эффективности бизнеса.
Аутсорсинг — ровесник эры индустриализации. В середине ХХ века консалтинговые компании накопили обширную экспертизу в высокотехнологичных сферах: IT, инженерно-технической, строительной и т.п. и начали предлагать свои услуги клиентам, в бизнесе которых эти функции не были основными. Одним из пионеров аутсорса** стал IT-аутсорсинг (ITO). Внешнему подрядчику целиком или частично передавали разработку, внедрение и обслуживание программного обеспечения, техническую поддержку пользователей и инфраструктуры и другие функции.
Сегодня на аутсорсинг можно отдать практически любой бизнес-процесс: контроль качества, инвентаризацию и маркировку, упаковку, погрузку и транспортировку продукции, сервис оборудования, склад, административную поддержку, закупки и управление поставщиками, утилизацию отходов, клининг.
Одним из самых обширных стало семейство HR-аутсорсинга (HRO) - передача подрядчику один или несколько кадровых процессов. Например, рекрутмент (RPO — Recruitment Process Outsourcing), администрирование льгот (BAO — Benefits Administration Outsourcing), кадровый документооборот, расчет и начисление заработной платы и т. п. вплоть до аутсорсинга всей HR функции (MPHRO — Multi-Process Human Resources Outsourcing).
Клиентам может предлагаться и комплексный HR-сервис, в котором аутсорсинг сочетается с другими кадровыми услугами. Например, в середине 1980-х гг. в США приобрела популярность комбинация аутсорсинга с лизингом персонала. Провайдеры нанимали себе в штат нужных клиенту работников и «сдавали» их ему в лизинг, беря на себя все заботы о документообороте, расчете зарплат, обучении, разрешении трудовых споров и т. п. Это экономило время клиентов и позволяло поддерживать высокое качество управления персоналом даже в небольших компаниях.
Но порой многоликость аутсорсинга создает путаницу. Иногда это происходит из-за созвучности терминов «аутсорсинг» и «аутстаффинг». А случается, что возникает сложность в понимании сути услуг. Например, бывает нелегко отличить аутсорсинг процесса рекрутмента от услуги по предоставлению временного персонала. Как разобраться, «кто есть кто»? Обращайте внимание на уровень ответственности провайдера. Например, если вам необходим временный секретарь на ресепшн на период отсутствия вашего постоянного работника, то целесообразно воспользоваться услугой по предоставлению временного сотрудника. В этом случае агентство найдет и направит к вам человека нужной квалификации в указанный срок. Но его обучением и контролем качества работы вы будете заниматься сами. Если же не хочется тратить свое время и ресурсы на управление ресепшн, вам в помощь - аутсорсинг зоны ресепшн. При этом провайдер будет нести ответственность за качественную и бесперебойную работу ресепшн – то есть за весь процесс «от и до».
Итак, главный отличительный признак аутсорсинга: подрядчик несет ответственность за финальный результат. Требуемый уровень качества и сроков оказания услуг обязательно прописывается в договоре между клиентом и провайдером.
- Татьяна Баскина, заместитель генерального директора по работе с профессиональным сообществом, ANCOR.
* Термин «аутсорсинг» образован из двух английских слов: Out («из», «вне», «за») и Sourcing («снабжение», «привлечение ресурсов») и буквально переводится как «привлечение внешних ресурсов».
** Аутсорс – профессиональный жаргон, сокращение термина «аутсорсинг».